Информация Учителям МЫ и НАШИ ПРАВА (классный час в 6 классе)
 

МЫ и НАШИ ПРАВА (классный час в 6 классе)

Классный час, 6 класс

«Мы и наши права».

 

Проблема: что значит жить по закону?

Цель: способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  • воспитание уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости;
  • развивать умение выражать свои мысли и чувства;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Оборудование: запись темы классного часа; детские рисунки о правах человека; репродукция картины В.Г.Перова «Тройка», адаптированный текст Конвенции прав человека; карточки-задания для ситуативной игры. (Во время работы в группах – легкая тихая музыка.)

Словарь: ООН, Конвенция; личные, социальные, политические, специальные права.

1. Сегодня мы наш классный час назвали «Мы и наши права». И начнем мы его с очень важного разговора о том, что нужно человеку, и взрослому и ребенку, чтобы жизнь наша была справедливой и потому радостной и счастливой.

Чтобы так жить, надо соблюдать нормы поведения. Например, нормы (правила), оценивающие поступки человека с точки зрения «добра и зла» (помогать и любить ближнего, не красть, не лгать и т.д.). Такие правила называются нормами морали, нравственности, этики. А если мы хотим определить, что нам прибыльно или выгодно, то мы применяем экономические нормы. Скажем, такое правило: «Выгодно выполнять работу качественно и в срок».

А когда мы рассматриваем поступки с точки зрения государственной пользы, то мы говорим о политических нормах. Вот одна из таких норм: «Граждане должны принимать участие в выборах». А если мы оцениваем красоту, гармонию каких-то вещей или поступков, мы пользуемся нормами эстетики. Например: «Носить грязные рубашки некрасиво».

2. А какие нормы являются правовыми?

Право вобрало в себя такие религиозные, моральные, экономические, политические и другие правила, без которых становится невозможной совместимая мирная жизнь людей. Поэтому среди всех правил поведения выделяются самые важные, самые необходимые, нарушение которых очень опасно для всего общества. Эти самые важные правила и становятся правом. Значит, правовые нормы отличаются от всех других тем, что они самые важные для совместной жизни людей. Ещё очень важно, чтобы эти нормы были общими – для христиан и мусульман, демократов и коммунистов, рабочих и коммерсантов. Такие сложные общие дела уже не мог решать один человек, поэтому возникает государство, которое и охраняет право. Оно (государство) помогает людям защитить свои права через суд и другие государственные органы, охраняет их от нарушений права при помощи милиции, суда, тюрем. Кроме того, государство записывает самые важные правила и издаёт их в виде законов.

Права взрослого человека и ребёнка надо знать и учиться ими пользоваться. Все мы понимаем, что из бесправного и запуганного ребенка может вырасти только бесправный и запуганный взрослый. Но не менее важно помнить, что кроме прав у человека есть и обязанности перед родными, соседями, незнакомыми людьми, государством. Права и обязанности неразрывны между собой. Мы должны учиться жить по закону, уважая закон и выполняя его, если хотим жить в правовом государстве.

3. Из истории человечества известно, что ребенок всегда был бесправен. Есть даже предположения, что само слово ребенок произошло от слова раб. Из

Литературы нам известна спартанская система воспитания. Не лучше обстояло дело и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос не могли ослушаться воли родителей.

Давайте рассмотрим репродукцию картины В.Г.Перова «Тройка».

Передайте свои впечатления, вглядываясь в глаза, позы, внешний вид героев картины. Какова, по-вашему, главная мысль картины? Есть ли сейчас такие факты? Почему это происходит и что надо сделать, чтобы не допустить подобного?

Тем острее мы чувствуем, как время вносит в отношение к детям свои коррективы. То, чего были лишены дети в прошлом – своих прав, - имеете сейчас вы. И это свидетельство заботы государства о вас, защиты вашего детства.

4. Только в ХХ веке, в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Люди во всём мире договорились, какими основными правами они хотели бы обладать. Свои права они записали в этом международном документе. В Преамбуле Декларации прав человека провозглашено право ребёнка на особое внимание, заботу и защиту со стороны государства. С основными статьями Декларации мы уже знакомы.

Вспомните, какими правами вы владеете? Как вы это передали в рисунках? (Комментарий к рисункам.)

5. Будущее каждого ребёнка зависит от того, в каком положении находятся дети сегодня. У общества, которое не заботится о достойной жизни своих детей, не может быть полноценного будущего.

В ноябре 1989 года ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, а в июле 1990 года наша страна ратифицировала её, т.е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России. В 1990 году впервые в России был принят Закон Российской Федерации «О защите прав детей», ежегодно, начиная с 1990 года, Правительство РФ направляет в ООН доклад «О положении детей в России»; принята и действует федеральная программа «Дети России» (1994 г.).

Казалось бы, зачем нужен ещё один документ? Дело в том, что между декларацией и конвенцией существует большая разница. Конвенция – документ, имеющий юридическую силу (силу закона). Декларация – это рекомендательный документ.

Главная цель Конвенции – максимальная защита прав ребенка.

6. Прежде чем перейти к знакомству с основными статьями Конвенции, выполним следующее задание по группам:

1.) Составьте список потребностей ребенка, которому 2 месяца. Что ему необходимо для жизни (1, 2-я группы)?

2.) Потребности человека с возрастом меняются. И в 11 – 12 лет, как вам сейчас, у ребенка могут быть и другие потребности. Напишите список потребностей 12-летнего ребёнка (5 мин).

______________________________________________________________________

Потребности двухмесячного Потребности 12-летнего

ребёнка ребёнка

Имя Медицинская помощь

Уход Образование

Медицинская помощь Друзья, общение

Питание Творчество

Ласка и любовь Жилище, питание

Забота Родители, семья

Защита Свобода слова

Свобода мысли

Поддержка родителей

Собственность

 

3.) Обсуждение.

Как с возрастом изменяются потребности ребёнка? (Они становятся разнообразнее и сложнее, их становится больше.)

7. Обращение к адаптированному тексту Конвенции о правах ребёнка.

У вас, как вы заметили, получилось много совпадений. Вы сейчас фактически определили содержание этого важного для вас документа.

Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребёнка.

Что подразумевал Ювенал под детством и уважением к нему?

Другой «мудрец», но юный, познакомившись с Конвенцией о правах ребёнка, понял её так: «Я – ребёнок, и мне всё можно». Чуть что – в крик: «Не имеете права!» Сколько ограничений, по-вашему, может быть у свободы ребёнка? (Всего одно – это «золотое правило морали», или правило Конфуция, - никогда не делай того, что не пожелал бы себе.)

Положения Конвенции сводятся к четырём основным требованиям: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни.

В Конвенции 54 статьи, в которых содержится наиболее полный перечень личных, социальных, культурных, политических и специальных прав ребёнка от рождения до 18 лет (до совершеннолетия).

До принятия этого документа ни в одном нормативном документе не были зафиксированы права ребёнка.

В Конвенции определяются права детей, живущих в нормальных условиях и неполных семьях, детей-инвалидов, сирот, беженцев, детей с физическими и умственными отклонениями, детей-правонарушителей.

8. Практическая работа. Ситуативная игра. Работа в группах.

9. Обсуждение.

Предполагаемый результат: осознание детьми своих прав, умение пользоваться правами при решении проблемных ситуаций.

 

Приложение

Словарь

 

Право – это самые важные для совместной жизни и общие для всех людей

правила поведения, которые должно охранять государство.

Личные права – права, которые принадлежат каждому человеку уже потому,

что он человек. Никто их людям не даст, и никто не может отобрать.

(Право на жизнь, имя, развитие и т.д.)

Социальные права – права, которые возникают в результате соглашения

между гражданином и государством.

Политические права – признают право детей на объединения; дети могут

принадлежать к организациям и клубам.

Специальные права – права для отдельных групп детей: больных, инвалидов,

сирот, беженцев.

ООН – Организация Объединённых Наций – международная организация,

призванная обеспечивать мир и защиту прав человека.

Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень

прав. Государства, которые присоединились к Конвенции и её подписали,

обязаны соблюдать содержащиеся в ней права ребёнка.

 

 

 

 

Новости

Указ призедента РФ о новом субъекте РФ №130

img/moutl/stories/fil/prikaz_ot_20190327.pdf

Последние материалы

 


Авторизация