МБОУ «Таловская СОШ»

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Сценарий классного часа: "Толерантность и мы"  1-6 класс

 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!    

  • сформировать у учащихся представление о толерантности;

Задачи:

  • формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
  • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  • развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
  • способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

 

Оборудование: презентация к классному часу

Ход урока.

 

 

1. Вступление. Слово учителя.

Здравствуйте! Я вас встретила впервые.

Но я человек, и вы – человек,

Мы люди на этой земле… (В. Солоухин)

         Все мы разные: толстые и худые (слайд 2), блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей: африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.

         Слайд 3. Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот, что значит быть толерантным. Об этом мы и поговорим сегодня на первом уроке нового учебного года.  Я приглашаю вас на урок гражданственности и мужества «Толерантность – путь к миру!».

Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. Слайд 4.

         Российская Федерация  - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.

         Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как

Слайд 5. Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.;

 Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп; Слайд 6. Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;

 Константин  Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики -  из поляков…

        Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?

 

2. Введение и объяснение понятия толерантность. Слово учителя.

         Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.

         Слайд 7. Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

   Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

 

Слайд 8.  В наши дни ситуация в мире очень не спокойная. Какие события, угрожающие миру, можно назвать?

         - Война в Ираке, Израиле, теракты в Чечне, конфликты в Грузии….

 Множество людей – мирных жителей этих стран – оказались беженцами. Эти люди были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни.

Слайд 9. Почему происходят войны?

         - Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых.

Так всегда было в истории. Но страдает простой, ни в чем неповинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей. Завтра беда может коснуться и нас.

Слайд 10. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы?

         - Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение.

 Мы должны проявлять милосердие!

 Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность.

        

3. Игра.

Ну-ка, дружно встали вместе,

Повернулись-ка на месте,

Громко хлопнули три раза,

Подмигнули правым глазом,

Левой топнули ногой!

А потом еще другой!

Закричали все “Ура”!

А теперь и сесть пора!

                                                                                               

4. Слайд 11.  Проанализировать ситуации. Найти нужные решения.

Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться

понимать своих родителей, друзей, одноклассников.      

 

 Ваш одноклассник не носит в школу учебник английского языка. Часто берет его у вас. После урока, забывая отдать учебник, уходит домой. В результате вы иногда не готовы к уроку, за что получаете неудовлетворительные оценки.

Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания.

Вашу лучшую подругу пунктуальной не назовешь: она всегда и везде опаздывает. Если пойти в школу, не заходя за ней, она обидится, а дожидаться одноклассницы – значит опоздать в школу. Эта ситуация каждый раз приводит вас в бешенство.

 

5. Тестирование     

         А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.

Миша плохо одет…

Это неважно.                     

Ты подсмеиваешься над ним.

 

Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

 Ты просишь, чтобы он объяснил это.

Ты говоришь, что он выглядит смешно.

 

Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

Ты стремишься лучше узнать его.

Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

                                     

Пожилая женщина медленно идет…

Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.       

 

Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

Ты разговариваешь с ним.

 Ты говоришь, что все мальчик - нули.

 

На твоих глазах на кого–то нападают…

Ты пытаешься защитить его.

Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

 

К тебе подходит ребенок – инвалид…

Ты естественным образом разговариваешь с ним.

Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.        

 

Слайд 12. Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

 

Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

 

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

              

6.  Инсценировка «Сказочки о счастье».

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

 

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: «Нельзя так жить!» -

И с трона спрыгнул смело.

Вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

Вот король в карету сел –

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета быстро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

 

- О, всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

- Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

 

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

 

- О, мой король, - вскричал солдат, -

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

 

- А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

 

- Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом – вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из леса я дрова –

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то…

 

- А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

 

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

- В путь пора,

Еще немного – и ура!

Свое настигну счастье!

 

И все бы кончилось бедой –

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

 

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

Домой ей привезешь дрова,

Распилишь и уложишь…»

 

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

 

Вопросы к учащимся:    

Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?

Как вы думаете, почему изменился король?

Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

Чему нас учит эта сказка?

 

Слайд 13. Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявлением доброты.

 

7. Обобщение.

Слайд 14. Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».

         Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

 

- Как вы поняли эту притчу?

 

8. Тренинг.  Слайд 15.        

Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы:

Наша Родина - Россия.

Мы живем дружно.

Мы терпимы друг к другу.

Мы милосердные, добрые, справедливые.

Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут счастливо жить дети и никогда не будет войны.

 

9. Итог урока

  Слайд  16. Государства - члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности. Но давайте будем толерантными, терпимыми, всегда, независимо от того, господствует на улице хмурый ноябрь или знойный август.

         Дети всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всегда светило яркое солнце, а рядом была любимая мама, как поется в одной очень старой, но до сих пор популярной детской песенке.

10.Беседа с детьми, посвященная событиям в СИРИИ

Давайте все дружно споем песню “Солнечный круг”  (слайд №22).

 Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч!

 

Программа тренинга для старшеклассников «Сила толерантности»  7-9 класс

Цель тренинга – формирование и развитие толерантного поведения у подростков.

Задачи:

- развитие понимания важности понятия «толерантность» по отношению к окружающим людям;

- развитие коммуникативных навыков, эмпатии;

- раскрытие значимости толерантного  общения для решения различных проблем  в социуме;

- формирование способов толерантного общения и взаимодействия с окружающими людьми (сверстниками, учителями, взрослыми и т.д.).

Ход тренинга.

Слайд 1.

Изучение эмоционального состояния учащихся с помощью цветового теста Люшера.

Выберите наиболее приятный цвет.

Для определения эмоционального состояния ребенка можно использовать следующую схему:

При выборе синего цвета отмечается сниженное настроение. Средняя степень усталости.

При выборе зеленого цвета отмечается позитивное настроение, высокая работоспособность, настрой на работу.

При выборе красного цвета, высокая активность, жажда деятельности.

При выборе черного цвета отмечается негативное отношение, отсутствие эмоций, неприятие того, что происходит, преобладание плохого настроения.

При выборе серого цвета отмечается нейтральное отношение, отсутствие эмоций, равнодушие, отсутствие эмоций.

При выборе желтого цвета отмечается выкая работоспособность, жажда общения, хорошее настроение.

  1. Упражнение  «Яблоко» Слайд 2.

Цель: Знакомство подростков с понятием «толерантность».

Материал: 3 шарфа для завязывания глаз, яблоко, разделенное на части.

Психолог. Очень часто людям трудно найти общий язык с другими людьми, потому что они очень отличаются друг от друга. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как строить отношения с теми, кто не похож на вас.

Прежде чем мы начнем обсуждение, давайте проведем маленький эксперимент (приглашаются три участника). Сейчас, я завяжу вам глаза и дам  поочередно дотронуться до одного и того же  предмета, очень хорошо знакомого вам. А затем вы решите вместе, что это за предмет! Остальные ребята, пожалуйста, оставайтесь молчаливыми участниками данного эксперимента. Надеюсь, что по окончанию эксперимента мы вместе сможем сделать интересный вывод. Завязываются глаза детям, которые участвуют в эксперименте и ведущий дает им возможность дотронуться до одного предмета - яблока, но 1-му только до кожуры яблока одним пальцем, 2-му только до мякоти яблока одним пальцем, а 3-му только до стопочки  яблока одним пальцем. Дети трогают предмет, водят по нему пальцем в течение 30-ти секунд, затем предмет убирается в коробку и им развязывают глаза. Ваша задача – предположить, что это за предмет, а затем, в процессе общения вы должны прийти к единому решению (учащиеся доказывают друг другу свою точку зрения и приходят к общему ответу на поставленный вопрос – Что это?-  и озвучивают его)

Учитель показывает целое яблоко и анализирует ответ учащихся вместе со всеми детьми:

- Какие шаги приближали вас к принятию общего решения? (умение прислушиваться друг к другу, умение идти на компромисс, сотрудничество, взаимоуважение, доверие друг к другу, доброжелательность …)

- Какие шаги отдаляли вас друг от друга и от общего решения? (неумение слушать внимательно других, торопливость, эгоизм, недоверие, сомнения, самоуверенность …). Посмотрите, каждый из вас анализировал данную проблему по-своему, но вы смогли найти общее решение, хотя предмет был неоднозначный.

- Не все из вас смогли проявить толерантность в общении. (На слайде определения толерантности). Слайд 3

Обсуждение: Ведущий задает следующие вопросы:

  • Что отличает каждое определение?
  • Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?
  • Какое определение наиболее удачно?
  • Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»? (терпимость)

Слайд определение толерантности Слайд 4

О толерантности.

Ведущий: Слайд 5Понимание толерантности достигается  через уяснение проявлений ее противоположности т.е. нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения - до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Нетерпимость способствует совершению таких преступлений, которые являются позором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпимости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека. Проявления нетерпимости (вопрос учащимся):

•  оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

•  игнорирование (отказ в беседе, в признании);

•  негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (все русские пьют; все кавказцы террористы);

•  поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

•  преследования, запугивания, угрозы;

•  расизм (одни расы превосходят другие);

•  мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков");

•  национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

•  фашизм (насилие и террор);

•  осквернение религиозных или культурных символов (могил, памятников).

Кризис в нашей стране показал, что самой уязвимой сферой является сфера отношений между различными этническими группами т.к. Россия была и остается многонациональным государством. Поэтому самым важным для каждого из вас на данном этапе является развитие основ толерантного поведения и общения.

На сегодняшний день известны многочисленные молодежные группировки, выдвигающие фашистские лозунги, использующие фашистскую символику, обращенную против всех. Кроме самих себя. Слайд 6

.Пример учащихся нашего времени. Многие трагические события являются результатом такого отношения к другим (Великая Отечественная война (Гитлер убивал евреев, цыган); теракт в Беслане; Афганская война; война в Чечне; военные действия в Грузии в 2008 г; военные действия в Украине (истребление русскоязычного населения)).

Слайд 7.ЗАПОМНИТЕ! ОСНОВНОЙ ГАРАНТИЕЙ ПОДДЕРЖАНИЯ МИРА ЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ. СИЛА ТОЛЕРАНТНОСТИ СОСТОИТ В ПОЗИТИВНОМ ОТНОШЕНИИ К ЛЮДЯМ ОТКРУЖАЮЩИМ ТЕБЯ И К САМОМУ СЕБЕ.

Формирование толерантности предполагает в первую очередь уважение к своему народу, гордости за его историю, традиции, ценности.

Слайд 8.Толерантность в поведении развивается через доброту, доверие, сочувствие, сопереживание. Также это развитие способности активно защищать права человека, выражать протест против любых форм насилия и дискриминации. Наша с вами задача - не просто научиться толерантному поведению и общению, но и выработать общую установку на принятие другого.

Давайте сейчас попробуем найти  в каждом из вас что-нибудь хорошее

  1. Упражнение  «Я – хороший, ты - хороший»

Участники сидят на местах, у ведущего в руках игрушка.

Ведущий подбрасывает, берет в руки игрушку, называет свое положительное качество. Затем дает игрушку, другому тот называет положительное качество этого человека. Мяч должен побывать у всех.

Обсуждение: 1. Какие чувства вы испытывали, когда игрушка оказалась  у вас в руках, и было необходимо назвать свое положительное качество? Какие чувства вы испытали, когда делали комплимент другому? Какие чувства испытывали, когда комплимент сделали вам? Было ли задание сложным и почему? Что нового вы узнали друг о друге?

Вывод: все мы разные, но у каждого из нас есть что-то хорошее и доброе.

  1. Упражнение «Черты толерантной личности»
  2. Цели:
  3. ознакомить участников с основными чертами толерантной личности;
  4. дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

Необходимое время: 10 минут.

Материалы: бланки опросника для каждого участника

Черты толерантной личности слайд 9.

 

 

Колонка А

Колонка В

1.  Снисходительность
2. Терпение
3. Чувство юмора
4. Чуткость
5. Доверие
6. Альтруизм (самопожертвование)
7. Терпимость к различиям
8. Умение владеть собой
9. Доброта
10. Умение не осуждать других
11. Умение слушать
12. Любознательность
13. Способность к сопереживанию

 

 

 

Подготовка: бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену.
Процедура проведения. Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 13 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Инструкция: Каждый из вас получил бланк, образец представлен на слайде. Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены. Бланки заполняются анонимно.

Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.
На заполнение опросника дается 2-3 минуты.

Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

Участники получают возможность:

  1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы общегрупповым представлением.
  2. Сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным группой.

Слайд 10.Задумайтесь над этим

Почти все автомобили, на которых мы ездим, кофе, который мы пьем каждое утро Ц нашего счета Одежда преимущественно сделана в Китае.

Россия всегда была и остается многонациональной страной. Посмотрите какое разнообразие тебя окружает. Все это разнообразие создано людьми разных национальностей. Поэтому необходимо научиться быть толерантным в общении.

  1. Упр. «Как быть толерантным в общении»

Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций: кто-то обижается, кто-то «дает сдачи», кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого?

Класс разделяется на группы с помощью картинок.

Ведущий предлагает кому-нибудь из учащихся поучаствовать в задании. Предлагаются ситуации, которые учащиеся должны разрешить, используя предложенную схему:

Используя предложенную ниже схему, «обиженный» попытается достойно выйти  из ситуации.

Схема достойного выхода из ситуации: Слайд 11

- Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает.

- Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека.

- Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя.

- Скажи как ты себя поведешь в случае, если человек изменит свое поведение.

СИТУАЦИИ:

  1. В ваш класс пришел новенький другой национальности, к которому неприязненно относятся большинство твоих одноклассников. Вот однажды ты увидел, что одноклассники обзывают его. Твои действия?
  2. Ты спешишь на день рождения к другу и вдруг на улице, к тебе подходит пожилая женщина и просит помочь ей вызвать скорую помощь т.к. у нее внезапно заболело сердце. Твои действия?
  3. Ребята из школы смеются над одной девочкой в школе т.к. она плохо одевается (из бедной семьи) и предлагают вам присоединиться к всеобщему «веселью». Твои действия?
  4. В ваш класс пришел ребенок-инвалид, большинство одноклассников относится  к нему с пренебрежением, не общаются, допускают в его адрес насмешки. Ты разделяешь их мнение?

Слайд 12.Запомните: Мы с вами строим наше будущее. МЫ больше получим, чем отдадим, если будем помнить о том, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.

Послушайте стихотворение «Что в человеке главное?» и сделайте вывод, что же является основой толерантности человека.

Что в человеке самое главное?
В чем же глубокой души теплота?
Главное, мудрое, тонкое, славное –
Это, бесспорно, всегда доброта!

Это бальзам для души человека,
Это дорога, что к счастью ведет,
Помни, что с самого первого века
Добрых удача и любит, и ждет.

Добрым живется, конечно же, легче,
Камень за пазухой ты не держи,
Просто добро – это камень покрепче
Камешков зла и коварства, и лжи!

Слайд 13 Конечно же это доброта.

Просмотр видеоролика о доброте. Старайтесь поделиться добротой.

Вручение памяток по формированию толерантности

Слайд 14. Завершение. Итог: Мы разные – в этом наше богатство! Мы вместе – в этом наша сила.

Рефлексия.

– Вызвало ли это занятие у вас эмоциональный отклик?
– Представляется ли тема толерантности актуальной, и если да, то почему?
– В каких сферах жизни проблема толерантности стоит наиболее остро?
– Удалось ли вам узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?

Завершение тренинга.

Изучение эмоционального состояния учащихся с помощью цветового теста Люшера.

Выберите наиболее приятный цвет. Сравнение выбора.

Заключение Беседа посвященная событиям в СИРИИ.